Главная / Крейсер «Дмитрий Донской»

Крейсера – одни из самых знаменитых и красивых кораблей военных флотов мира. С развитием морского искусства, открытием новых далёких земель появилась потребность в быстрых и сравнительно лёгких кораблях. Они должны были крейсировать (курсировать) на торговых путях противника, нести дозорную службу, бороться с небольшими кораблями противника. Часто крейсера действовали в одиночку. Для дальних походов они были достаточно хорошо снабжены парусным снаряжением и вооружены средней артиллерией умещающихся, как правило, на одной палубе. Предшественниками крейсеров можно считать фрегаты и быстроходные лёгкие шлюпы.

В середине XIX-го века моря и океаны всё ещё бороздят гордые красавцы парусники. Но технологический прогресс не остановить. Человек больше не хочет зависеть от стихии, от силы и направления ветра. На смену парусу приходит паровая машина. Но процесс этот проходил долго и сложно. Человек ещё не решался выйти в море без привычного паруса. Любая поломка ненадёжных ещё машин могла привести к гибели корабля и экипажа в открытом бескрайнем море. Поэтому долго ещё практиковалось строительство пароходофрегатов, на которых совмещалось парусное вооружение и паровой двигатель.

9-го мая 1883-го года на стапелях Нового Адмиралтейства был заложен крейсер «Дмитрий Донской». В те годы технические новинки в мире кораблестроения появлялись одна за другой. Стремясь создать корабль наиболее совершенный, русские кораблестроители вносили многочисленные изменения в проект корабля. Постепенно полуброненосный фрегат превратился в броненосный крейсер. Мощный броневой пояс (114-152) хорошее вооружение – два 203 мм. орудия главного калибра и 14 152мм. делали «Дмитрий Донской» один из лучших кораблей для своего времени не только в России, но и в мире.

18 августа 1883-го года «Дмитрий Донской» был торжественно спущен на воду со стапелей Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Осенью 1885 года корабль был отправлен в Средиземное море, где в течение двух лет возглавлял особый отряд Средиземного моря.

С июля 1892 г. крейсер базировался во Владивостоке, составляя главную ударную силу эскадры. Крейсеру предстояло возглавить русский отряд (под флагом старшего флагмана 1-й флотской дивизии вице-адмирала Николая Ивановича Казнакова), шедший по приглашению правительства США на торжества по случаю 400-летия открытия Америки. «Донской» занял флагманское место в отряде из крейсеров «Генерал-Адмирал» и «Рында», превратившись в объект паломничества американцев.

В сентябре крейсер прибыл на родину. Изношенные машины и котлы требовали капитального ремонта. В 1894 г. эти работы были закончены. В 1895 г. на крейсере сменили артиллерию ГК, заменив её на патронные орудия системы Канэ (шесть 152-мм и десять 120-мм пушек).

14 февраля 1896 года крейсера были отправлены на Дальний Восток, и 9 апреля прибыли в Нагасаки. Этот этап тихоокеанской службы затянулся для «Донского» на шесть лет. 7 октября 1897 года он первым вошёл в новый Владивостокский сухой док, а в марте 1898 года побывал в только что «арендованном» у Китая Порт-Артуре.

12 декабря 1901 года «Донской» вернулся из Порт-Артура в Кронштадт, где был переоборудован в учебно-артиллерийский корабль для Тихоокеанской эскадры. К началу войны, на пути к Порт-Артуру, отряд успел преодолеть только Красное море, получив приказ вернуться.

  • «Крейсера» В. Пикуль. Год издания 1985-ый. Рига.

    Роман «Крейсера» – о мужестве наших моряков в Русско-японской войне 1904—1905 годов. Он был приурочен автором к трагической годовщине Цусимского сражения. За роман «Крейсера» писатель был удостоен Государственной премии РСФСР имени М. Горького.

    Валентин Пикуль через всю жизнь пронес любовь к флоту и морской службе. «Крейсера» одна из «главных» книг автора, роман неоднократно переиздавался, и принес заслуженную признательность многочисленных читателей, как в Советском Союзе, так и далеко за его пределами.

    В романе рассказывается о деятельности Владивостокской эскадры крейсеров на фоне Русско-Японской войны. Владивостокский отряд крейсеров сумел нанести противнику серьезный ущерб. неоднократно русские корабли выходили победителями в столкновениях с японцами. Книга написана живым языком профессионального моряка. Увлекательный сюжет и ярко выписанные портреты героев не оставят равнодушными никого, кто мечтает о морской службе. Рассчитана на самый широкий круг читателей, но в первую очередь, на подростков.

    «Крейсера»

    Автор: В. Пикуль

  • «Операции Владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904-1905 гг.» Автор Егорьев В.Е. Военно-морское издательство 1939г.

    В русской оригинальной литературе о русско-японской войне 1904-1905гг. имеется существенный пробел. Многочисленные тома изданий не отразили безусловно интересных крейсерских набегов Владивостокской эскадры. Четыре русских крейсера «Россия», «Рюрик», «Богатырь», «Громобой» сумели в тот период нанести много неприятностей японцам, но история их славных подвигов мало освещена в специальной литературе. Автор восполняет этот пробел. В книге широко представлены материалы о деятельности крейсеров в Тихом океане. Книга иллюстрирована фотографиями крейсеров и членов их экипажей.

    «Операции Владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904-1905 гг.»

    Автор: Егорьев В.Е.

  • «Корабельная артиллерия российского флота 1867-1922». Приложение к журналу «Моделист-конструктор».

    Интереснейшая подборка фотографий и чертежей российских корабельных орудий. Представляет уникальный материал для исследователей истории вооружений российского флота.

    «Корабельная артиллерия российского флота 1867-1922».

    Приложение к журналу «Моделист-конструктор»

  • «Русско-японская война 1904-го года. Картины событий»

    Иллюстрированный сборник 1904-го года. Представляет собой несколько статей духоподъемного направления, призванных мобилизовать русское общество на борьбу с «коварным врагом». Сборник представляет интерес прежде всего качественными иллюстрациями с изображением кораблей русского флота, в том числе и крейсера 1-го ранга «Дмитрий Донской».

    «Русско-японская война 1904-го года. Картины событий»

  • «Корабли русско-японской эскадры». С. Сулига. изд. «Арсенал».

    В сборнике представлена вся линейка кораблей русской эскадры в войне с Японией 1904-1905 гг. ТТД кораблей, чертежи, краткое описание.

    «Корабли русско-японской эскадры».

    Автор: С. Сулига

  • «Крейсера в бою. От фрегатов до убийц авианосцев». А. Больных. 2000 г. Москва.

    Минувшее столетие по праву считается «крейсерским веком». Самые универсальные корабли любого военно-морского флота, они не только вели борьбу за контроль над океанскими коммуникациями, но и защищали свои броненосцы от торпедных атак и даже включались в состав линейных эскадр. И пусть броненосные крейсера окрестили «линкорами для бедных», это они решили исход Цусимского сражения.

    «Крейсера в бою. От фрегатов до убийц авианосцев»

    Автор: А. Больных

Социальные комментарии Cackle

Форма обратной связи

Если Вы хотите предложить публикацию, сообщить об ошибке или пожаловаться на материал - заполните форму, представленную ниже и мы обязательно учтем Ваше мнение.




* отмечены поля, обязательные для заполнения