Главная / Поход II Тихоокеанской эскадры

27 февраля (9 января) 1904 г. началась Русско-японская война. Формальным поводом к войне послужил присутствие российских войск в Маньчжурии и непризнание исключительных прав Японии на Корею. Но, несомненно, причины были значительно глубже и сложнее. Молодая, бурно растущая Японская империя и могучая, огромная Российская империя боролись за влияние на территории Кореи и Манчжурии. Столкновение было практически неизбежно. Со стороны Российского правительство изначально существовала недооценка противника. В принципе, достаточно просто посмотреть на карту и сравнить территории России и Японии. Несопоставим был промышленный, военный и человеческий потенциал.

Однако, недостаточно полная подготовка к войне привела нашу страну к печальным результатам. Прежде всего, не был учтён фактор географии. Япония воевала у своих берегов, а России приходилось доставлять подкрепления, военное снаряжение, боеприпасы через всю страну по единственной железнодорожной ветке Транссибирской магистрали. Победа над японцами на море могла бы в корне изменить положение, так как это существенно затрудняло противнику доставку войск на континент. Однако и здесь была определённая трудность. В бухте Порт-Артура стояла 1-ая Тихоокеанская эскадра. Она была достаточно сильна (7 броненосцев, 4 броненосных крейсера, 5 бронепалубных крейсеров и 25 миноносцев). Но всё же этих сил не хватало для уверенной победы над японским флотом. Тем более, что в первую же ночь войны эскадра подверглась внезапной атаке японских миноносцев и из строя были выведены два новейших броненосца «Цесаревич» и «Ретвизан» и крейсер «Паллада». Это сразу ослабило силы эскадры. Крейсер «Варяг» после героического боя в Чемульпо с превосходящими силами японцев был затоплен своей командой. Затем на мине подорвался броненосец «Петропавловск». Вместе с ним погиб адмирал Макаров. Эти потери уже не оставляли шансов нашим морякам в прямом столкновении с японским флотом.

Именно в этот момент в Петербурге принимают решение послать с Балтики на помощь Порт-Артурцам 2-ую Тихоокеанскую эскадру.

Решение было принято с явным запозданием. Эскадра формировалась в спешке, экипажи набирались из уволенных в запас матросов и молодых новобранцев. Основные силы эскадры - четыре новейших броненосца «Бородино», «Орёл», «Князь Суворов» и «Император Александр II» совсем недавно были спущены со стапелей и на них пришлось в спешном порядке вести работы по достройке. Всего в эскадру вошли 7 броненосцев, 9 крейсеров и 11 миноносцев. Но состав эскадры был неоднородным. Наряду с новыми кораблями на Дальний Восток были отправлены и устаревшие корабли. С низкой скоростью и слабыми бронёй и вооружением. Адмирал З.П. Рожественский назначенный командовать эскадрой, должен был привести в Порт-Артур огромную эскадру, состоявшую из разнотипных кораблей. По оценке штаба, на собственно переход требовалось 90 суток и ещё 60 на стоянки и погрузки угля.

В принципе, русские моряки должны были совершить невозможное. Никогда ещё со времени появления броненосных кораблей такая армада не пересекала столь огромное пространство. Тем более учитывая спешку, в которой формировалась эскадра и неопытность экипажей.

2 октября 1904 г. эскадра покинула порт Либавы. Ещё одним обстоятельством, осложняющим путь, были опасения командования эскадры, что корабли могут подвергнуться атаке японских миноносцев ещё у берегов Европы. Сведения о каких-то неизвестных миноносцах докладывала разведка. В газетах мелькали сообщения о покупке японцами миноносцев у Англии. Напряжение росло с каждым днём похода, принимались строгие меры безопасности. Это напряжение и привело к печальному Гулльскому инциденту, когда был открыт огонь по английским рыболовным судам. Их приняли за вражеские миноносцы. Разгорелся международный скандал, который сильно осложнил жизнь эскадры. Теперь погрузки угля нередко приходилось вести в море. Когда началась тропическая жара, погрузки угля стали чудовищно трудными для моряков. Вот что писал Фёдор Берсенев Флагманский артиллерийский офицер. «За каждое лишнее движение расплачиваешься ведром пота, который начинает лить, доводя человека до сумасшествия».

Тем не менее, эскадра упорно шла вперёд. После падения Порт-Артура поход в надежде разбить японский флот становился бессмысленным. Вместе с 1-ой Тихоокеанской эскадрой сражение было бы равным, но теперь продвигаться вперёд означало верную гибель. Однако, вернуться в Петербург означало навсегда покрыть себя позором. Честь и достоинство русского моряка не оставляли другого выбора, как двигаться вперёд.

И эскадра пошла на прорыв!

  • «Сборник Военно-исторических примеров из русско-японской войны 1904-1905 гг.» издан в Москве в 1910-ом году. Авторы – С. Михеев и В. Буняковский.

    Издание предназначено для военных и юнкерских училищ со схемами и иллюстрациями.

    Практически этот «Сборник» первая попытка осмыслить и обобщить опыт русско-японской войны. Поражение в войне заставило руководство страны и армии пересмотреть подходы к подготовке военных кадров. Прежде всего, в части тактической подготовки командиров и военнослужащих. На примерах сражений недавней войны авторы рассматривают такие тактические особенности, как «походное движение войск», «наступательный бой», «разведывательный бой» и др.

    Нужно отдать должное авторам, что анализ боевых действий русской армии проведен тщательно, без оглядки на авторитеты, с разбором ошибок конкретными военачальниками. Многочисленные схемы и опора авторов только на конкретные цифры и факты, позволяют читателю наглядно представить обстоятельства сражений, передвижения войск, провести собственную исследовательскую работу по оценке тех событий.

    Книга рассчитана на всех, кто интересуется военной историей.

    «Сборник Военно-исторических примеров из Русско-Японской войны 1904-1905 гг.»

    Авторы: С. Михеев и В. Буняковский

  • «Русско-японская война. Осада и падение Порт-Артура». Составление Лактионова А. Москва. 2004 год.

    Одной из ключевых работ по военно-морским действиям на море является японский труд «Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи. (1904-1905 гг.)

    Главным предметом изложенных в этой книге событий являются боевые действия на море. Описание дается с японской стороны. Мы видим сражения на море с точки зрения неприятеля. Безусловно, в их описании присутствует определенная ангажированность, но тем не менее, этот документ крайне ценное для российского ВМФ исследование. Многие документы наших кораблей погибли или утеряны. Не всегда удается найти свидетелей того или иного боя. Японское исследование предполагает возможность получить более объемную картинку тех событий.

    «Русско-японская война. Осада и падение Порт-Артура».

    Составление Лактионова А.

  • «История Русско-Японской войны» в пяти томах. СПб. 1907-1909 гг.

    Полное собрание документов и свидетельств очевидцев, посвященные русско-японской войне.

    Том 1 – включает в себя первый период войны продолжительностью около 4 месяцев. От внезапного нападения на Порт-Артур, гибели броненосца Петрапавловск до сражений при Тюринчене и Вафангоу.

    Том 2 – включает в себя период от 28 июля 1904 года, морского сражения при Порт-Артуре и гибели крейсера «Новик» до стратегического противостояния армий на период середины сентября 1904.

    Том 3 – включает в себя период от октября 1904 г. и наступления при Шахе, до знаменитого Мукденского сражения, во многом определившего исход компании.

    Том 4 – целиком посвящен обороне Порт-Артура. От решения России взять в аренду эту крепость, до сдачи Порт-Артура после многомесячной осады. Освещена роль ключевых фигур обороны – ген. Кондратенко, адм. Макаров и др. Рассматриваются ошибки русского правительства в выборе базы для базирования основных сил ВМФ России на Тихом океане.

    Том 5 – разделен на пять основных глав. 1-ая глава целиком посвящена Цусимскому сражению, его ходу и итогам.

    «История Русско-Японской войны» в V томах

  • «Русско-японская война 1904-го года. Картины событий»

    Иллюстрированный сборник 1904-го года. Представляет собой несколько статей духоподъемного направления, призванных мобилизовать русское общество на борьбу с «коварным врагом». Сборник представляет интерес прежде всего качественными иллюстрациями с изображением кораблей русского флота, в том числе и крейсера 1-го ранга «Дмитрий Донской».

    «Русско-японская война 1904-го года. Картины событий»

  • «Русско-японская война 1904-1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию Русско-Японской войны».

    Полное собрание описания событий войны в IX томах.

    «Русско-японская война 1904-1905 гг.»

  • «Корабли русско-японской эскадры». С. Сулига. изд. «Арсенал».

    В сборнике представлена вся линейка кораблей русской эскадры в войне с Японией 1904-1905 гг. ТТД кораблей, чертежи, краткое описание.

    «Корабли русско-японской эскадры».

    Автор: С. Сулига

  • «Непрочитанные страницы Цусимы». В.В. Цыбулько. «Истфлот» 2010 г.

    В книге излагается новый взгляд на события начального периода Цусимского боя, которые полностью или частично не нашли своего места в отчетах и заключениях следственной и исторической комиссий, в рапортах и показаниях вице-адмирала З.П. Рожественского. В книге рассматривается версия альтернативного исхода боя, если бы в начальной части сражения не были допущены роковые ошибки. Исторические факты заимствованы из архивных дел и опубликованных докумен¬тов. Для широкого круга читателей, интересующихся военной историей.

    «Непрочитанные страницы Цусимы»

    Автор: В.В. Цыбулько

  • «На «Орле» в Цусиме». В.П. Костенко. Судпромгиз. 1955 г.

    Одна из главных книг в художественной литературе, посвященных Цусимскому сражению. Корабельный инженер Костенко на броненосце «Орел» прошел весь путь от Балтики до Цусимского пролива, участвовал в сражении, попал в плен и по итогам этих событий написал свою книгу. Стечением обстоятельств Костенко служил на одном корабле с матросом Новиковым будущим автором романа-эпопеи «Цусима». Обе книги в чем то дополняют друг друга. Взгляд Костенко на сражение определен его профессией инженера. Он много внимания уделяет техническому состоянию корабля, инженерным аспектам гибели наших кораблей.

    «На «Орле» в Цусиме»

    Автор: В.П. Костенко

  • «Величайшая трагедия Российского флота». Серия: Великие морские сражения». Аничкин Н. Москва. Эксмо 2010.

    Информация о Цусимской катастрофе со всех сторон – русской, японской и «нейтральной» (британских военных наблюдателей). Подробная хроника событий, поминутная реконструкция хода сражения, в котором 2-я Тихоокеанская эскадра потеряла 28 кораблей из 42. Глубокий анализ причин самого страшного разгрома в истории Российского флота. Содержательные комментарии ведущего военного историка.

    «Величайшая трагедия Российского флота»

    Автор: Аничкин Н.

  • «Российский флот Тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели». В.Ю. Грибовский. Москва. 2004г.

    В работе известного российского историка кораблестроения и флота рассказывается о становлении российского военно-морского присутствия на Дальнем Востоке на рубеже XIX-XX вв., занятии Порт-Артура. Подробно описывается рост и укрепление японского флота, разбираются причины и составные части военно-морской силы Страны Восходящего солнца, анализируются тактические приоритеты японских флагманов. Подробно рассматривается ход боевых действий на море, анализируются причины побед и неудач российских морских сил. Значительный объем сведений заключается в 24 таблицах, позволяющих полнее представить состав соединений противоборствующих флотов,ТТХ и особенности кораблей и оружия, характер и уровень подготовки личного состава. Издание иллюстрировано схемами кораблей, картами боевых действий и многочисленными фотографиями, в т.ч. публикуемыми впервые.

    «Российский флот Тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели»

    Автор: В.Ю. Грибовский

  • «Крейсер «Олег» в бою 14-го мая у острова Цусима». СПб. 1906г.

    В книге подробно описан бой 14-го мая, как с точки зрения командира крейсера «Олег», так и его офицеров. Доподлинные записи судового журнала и дневников. Все написано сражу после боя. Строчки еще «дышат» сражением. Весьма интересны впечатления офицеров после боя, их размышления о причинах поражения.

    «Крейсер «Олег» в бою 14-го мая у острова Цусима»

  • «Последние дни Второй Тихоокеанской эскадры». Г.Н. Бар. Таубе. СПб. 1907 г.

    Книга непосредственного участника Цусимского сражения, которую можно назвать мучительной попыткой разобраться в причинах поражения. Автор обстоятельно разбирается в перипетиях боя, пытается понять характер и решения адм. Рожественского. Описаны подробности боя многих кораблей, в том числе и «Дмитрия Донского», сведения о которых автор почерпнул из непосредственного общения с офицерами этих кораблей.

    «Последние дни Второй Тихоокеанской эскадры»

    Автор: Г.Н. Бар. Таубе

  • «Морские сражения русско-японской войны 1904-1905 гг.» С. Балакин.

    Приложение к журналу «Моделист-конструктор». Специальный выпуск 2. 2004 г.

    Великолепно иллюстрированный сборник, посвященный Цусимскому сражению», подвигу экипажей, причинам поражений.

    «Морские сражения русско-японской войны 1904-1905 гг.»

    Автор: С. Балакин

  • «От Либавы до Цусимы». Е. Политовский. СПб. 1908г.

    Редкое и весьма интересное издание представляет собой сборник писем флагманского корабельного инженера Е. Политовского к жене во время похода 2-ой Тихоокеанской эскадры из Балтики к берегам Японии. Обстоятельства подготовки похода, состояние кораблей, частые поломки и как с ними справлялись на эскадре. Атмосфера похода, предчувствие поражение, переданные в личных письмах, не оставляют читателя равнодушными.

    «От Либавы до Цусимы»/h1>

    Автор: Е. Политовский

  • «Мифы и легенды Российского флота». В.Д. Доценко. СПб. 2002 г.

    В книге сделаны новые оценки некоторых событий в истории Российского флота, приведены ранее не известные читателю факты и забытые, но славные имена моряков. В третье издание включены новые очерки, рецензии и письма читателей. В научный оборот введены рассекреченные архивные документы и материалы из частных книжных собраний.

    «Мифы и легенды Российского флота»

    Автор: В.Д. Доценко

  • «Вокруг старого света». Е. Егорьев. Петроград. 1915 г.

    Дневниковые записи командира крейсера «Аврора» кап. 1-го ранга Е. Егорьева. После выхода из Либавы командир крейсера начал вести путевой дневник, в котором были отражены все основные события трудного и славного перехода. Дневник обрывается 15 мая 1905-го года, за несколько часов до Цусимского сражения, в котором погиб командир знаменитого крейсера.

    «Вокруг старого света»

    Автор: Е. Егорьев

  • «На пути к Цусиме». Д. Павлов. изд. «Морская летопись».

    Полугодовой поход 2–й Тихоокеанской эскадры под командованием вице–адмирала З.П. Рожественского из европейских вод на Дальний Восток явился одним из славных и героических событий Русско–японской войны 1904–1905 гг., а ее охрана стала самой масштабной, продолжительной и дорогостоящей операцией российской контрразведки этих лет. Однако военные историки, а также специалисты по истории отечественной военной, военно–политической и внешней разведки вспоминают о беспримерном походе Тихоокеанской эскадры и, особенно, об усилиях по ее охране редко и неохотно. Книга историка Д. Б.Павлова подробно, на основе множества архивных документов, рассказывает об этом героическом эпизоде в истории русского флота.

    «На пути к Цусиме»

    Автор: Д. Павлов

  • «Расплата» и «Бой при Цусиме». В. Семенов. 1907 г. СПб.

    Эта книга написана человеком уникальной судьбы. Капитан второго ранга Владимир Иванович Семенов был единственным офицером Российского Императорского флота, которому в годы Русско-японской войны довелось служить и на Первой, и на Второй Тихоокеанских эскадрах и участвовать в обоих главных морских сражениях — в Желтом море и при Цусиме. В трагическом Цусимском бою, находясь на флагмане русской эскадры, Семенов получил пять ранений и после возвращения из японского плена прожил совсем недолго, но успел дополнить свои дневники, которые вел во время боевых действий, и издать их тремя книгами: «Расплата», «Бой при Цусиме», «Цена крови». Еще при жизни автора эти книги были переведены на девять языков, их цитировал сам триумфатор Цусимы — адмирал Того. А на родине мемуары Семенова вызвали громкий скандал — Владимир Иванович первым посмел написать, что броненосец «Петропавловск», на котором погиб адмирал Макаров, подорвался не на японской, а на русской мине, и вопреки общественному мнению очень высоко оценивал деятельность адмирала Рожественского.

    После ранней смерти В.И. Семенова (он скончался в возрасте 43 лет) его книги были незаслуженно забыты и теперь известны лишь специалистам. Это — первое за 100 лет полное издание трилогии, возвращающее отечественному читателю одни из лучших мемуаров о Русско-японской войне.

    «Расплата» и «Бой при Цусиме»

    Автор: В. Семенов

Социальные комментарии Cackle

Форма обратной связи

Если Вы хотите предложить публикацию, сообщить об ошибке или пожаловаться на материал - заполните форму, представленную ниже и мы обязательно учтем Ваше мнение.




* отмечены поля, обязательные для заполнения