Главная / Цусимское морское сражение

Цусимское сражение – крупнейший морской бой начала XX-го века и единственное столкновение крупных броненосных кораблей в таком количестве. Оно состоялось 14 мая 1905-го года в Цусимском проливе между берегами Японии и Кореи.

Русский флот адмирала З.П. Рожественского подошёл к Цусиме предельно измотанным долгим переходом, японская эскадра адмирала Того ждала его у своих берегов. Силы японцев превосходили наши.

В русской эскадре для линейного эскадренного боя имелось 12 броненосных кораблей (разделённых на 3 броненосных отряда по 4 корабля). 7 эскадренных броненосцев (из них 4 новейших) с 12 орудиями калибра 305 мм. 3 броненосца береговой обороны с 254 мм. орудиями, 1 броненосец-крейсер «Ослябя» с 254 мм. артиллерией и, 1 старый броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» с 205 мм. орудиями.

Японский флот мог выставить также 12 кораблей (разделённых на 2 боевых отряда по 6 кораблей): 4 эскадренных броненосца 1 класса с 305 мм. орудиями и 8 броненосных крейсеров с 205 мм. орудиями.

Все 12 японских кораблей были относительно новыми и вооружены современной артиллерией.

Бронёй японцы были защищены так же несколько лучше.

В лёгких крейсерских силах японский флот имел заметное превосходство. Днём 14 мая в крейсерском бою с русской стороны участвовали крейсерский и разведывательный отряды, состоящие из 3 новых бронепалубных крейсеров, 2 устаревших броненосных (но с новыми скорострельными орудиями Канэ) и 2 не оснащённых бронёй крейсера. Им противостояли 4 японских боевых отряда. Они насчитывали 14 бронепалубных крейсеров (из них 7 относительно новых). Так же 1 устаревший броненосный крейсер — «Чиода» и 1 старый броненосец — «Чин-Иен».

Однотипные крейсера «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» благодаря броневому поясу обладали известной боевой устойчивостью, но были очень тихоходны (15,5 узлов). Таким образом, у японцев против «Олега» и «Авроры» были 2 крейсерских отряда. Против «Мономаха» и «Донского» — ещё один отряд. Во всех случаях — с явным превосходством японцев.

Но главное превосходство японцев заключалось даже не в количестве орудий и толщине брони, а в скорости! Однотипные и быстрые корабли их главных сил могли спокойно маневрировать, сосредотачивая удар на головном (флагманском) корабле русских, нанося ему чудовищные разрушения, выводя из строя корабль, затем переносили огонь на следующий. Наша эскадра, лишённая маневра, становилась в зависимое положение. Бой вскоре превратился в избиение…

Первые выстрелы генерального сражения прозвучали в 13 часов 49 минут 15 мая 1905 г. Практически, в первые же два часа боя главные силы русского флота были либо уничтожены, либо сильно повреждены. Русская эскадра в ходе боя разделилась на несколько разрозненных отрядов.

Артиллерийская перестрелка с перерывами продолжалась до наступления темноты. Ночью остатки эскадры подверглись массированным атакам японских миноносцев.

Русская эскадра, как единое целое, перестала существовать.

До Владивостока добрались всего 4 корабля из 47 вымпелов. Остальные либо погибли, либо были интернированы в иностранных портах, либо захвачены японцами.

Людские потери оцениваются в 5 045 человек.

Подвиг крейсера «Дмитрий Донской»

14 мая 1905 года «Дмитрий Донской» вступил в дневной бой в Корейском проливе в составе колонны крейсеров под флагом контр-адмирала О. А. Энквиста. В один из моментов боя «Донской» прикрыл своим корпусом лишившуюся управления «Аврору», оказавшись под градом снарядов японских крейсеров, но сумев нанести повреждения нескольким японским кораблям.

Тем временем быстроходные «Олег», «Жемчуг» и починившаяся «Аврора», развив полную скорость, вышли из боя. Тихоходный «Донской» остался один, сумел избежать атак миноносцев, дождался ночи и 9-узловым ходом, погасив огни, пошел во Владивосток.

У острова Дажелет в Японском море «Донской» остановился, чтобы снять команду с тонущего миноносца «Буйный». Тем временем на горизонте появились шесть японских быстроходных крейсеров и четыре миноносца, которые взяли одинокий корабль в клещи. На собрании офицеров было принято единодушное решение – принять бой!

Отстреливаясь на оба борта, «Донской» сумел подбить два вражеских крейсера, но и сам получил такие повреждения, что продолжать путь не мог — насосы не справлялись с поступающей через пробоины водой. За ночь на остров перевезли экипаж и смертельно раненого командира — капитана I ранга И. Н. Лебедева (через несколько дней он скончался в плену). Ранним утром 16 мая 1905 года крейсер с телами погибших отвели на две мили от берега и открыли кингстоны. «Дмитрий Донской» затонул, не спустив флага.

  • Книга «Русско-японская война и наши герои» издана в Москве в 1904-ом году.

    Подписана в печать 15 июля 1904-го года. Почему здесь важна точная дата? Книга посвящена первому периоду русско-японской войны и не затрагивает наиболее трагических событий, таких как сдача крепости Порт-Артур и Цусимское сражение. Тем не менее, именно потому, что книга написана людьми еще не знающими, «чем все кончится», еще находящимися в самом эпицентре начавшейся войны, она очень интересна современному читателю. Мы узнаем, о чем думали люди тех лет, какие планы строили по поводу дальнейшего ведения войны. Нельзя не отметить и язык дореволюционной России, которым написана книга. Живой пересказ событий «от первого лица» позволяет нам напрямую окунуться в гущу сражений тех далеких лет.

    Издание включает в себя сборник статей, где рассказывается о причинах начала войны межу Россией и Японией, о первых сражениях на море и на суше. Яркие и подробные описания боев, таких как бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой, гибель броненосца «Петропавловск» и адмирала Макарова, битва при Вафангоу и т.д. Уникальные иллюстрации и фотографии тех лет, несомненно привлекут внимание как профессиональных исследователей, так и людей, интересующихся военной историей нашей Родины.

    «Русско-японская война и наши герои»

  • «Русско-японская война. Осада и падение Порт-Артура». Составление Лактионова А. Москва. 2004 год.

    Одной из ключевых работ по военно-морским действиям на море является японский труд «Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи. (1904-1905 гг.)

    Главным предметом изложенных в этой книге событий являются боевые действия на море. Описание дается с японской стороны. Мы видим сражения на море с точки зрения неприятеля. Безусловно, в их описании присутствует определенная ангажированность, но тем не менее, этот документ крайне ценное для российского ВМФ исследование. Многие документы наших кораблей погибли или утеряны. Не всегда удается найти свидетелей того или иного боя. Японское исследование предполагает возможность получить более объемную картинку тех событий.

    «Русско-японская война. Осада и падение Порт-Артура».

    Составление Лактионова А.

  • «История Русско-Японской войны» в пяти томах. СПб. 1907-1909 гг.

    Полное собрание документов и свидетельств очевидцев, посвященные русско-японской войне.

    Том 1 – включает в себя первый период войны продолжительностью около 4 месяцев. От внезапного нападения на Порт-Артур, гибели броненосца Петрапавловск до сражений при Тюринчене и Вафангоу.

    Том 2 – включает в себя период от 28 июля 1904 года, морского сражения при Порт-Артуре и гибели крейсера «Новик» до стратегического противостояния армий на период середины сентября 1904.

    Том 3 – включает в себя период от октября 1904 г. и наступления при Шахе, до знаменитого Мукденского сражения, во многом определившего исход компании.

    Том 4 – целиком посвящен обороне Порт-Артура. От решения России взять в аренду эту крепость, до сдачи Порт-Артура после многомесячной осады. Освещена роль ключевых фигур обороны – ген. Кондратенко, адм. Макаров и др. Рассматриваются ошибки русского правительства в выборе базы для базирования основных сил ВМФ России на Тихом океане.

    Том 5 – разделен на пять основных глав. 1-ая глава целиком посвящена Цусимскому сражению, его ходу и итогам.

    «История Русско-Японской войны» в V томах

  • «Русско-японская война 1904-го года. Картины событий»

    Иллюстрированный сборник 1904-го года. Представляет собой несколько статей духоподъемного направления, призванных мобилизовать русское общество на борьбу с «коварным врагом». Сборник представляет интерес прежде всего качественными иллюстрациями с изображением кораблей русского флота, в том числе и крейсера 1-го ранга «Дмитрий Донской».

    «Русско-японская война 1904-го года. Картины событий»

  • «Русско-японская война 1904-1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию Русско-Японской войны».

    Полное собрание описания событий войны в IX томах.

    «Русско-японская война 1904-1905 гг.»

  • «Корабли русско-японской эскадры». С. Сулига. изд. «Арсенал».

    В сборнике представлена вся линейка кораблей русской эскадры в войне с Японией 1904-1905 гг. ТТД кораблей, чертежи, краткое описание.

    «Корабли русско-японской эскадры».

    Автор: С. Сулига

  • «Непрочитанные страницы Цусимы». В.В. Цыбулько. «Истфлот» 2010 г.

    В книге излагается новый взгляд на события начального периода Цусимского боя, которые полностью или частично не нашли своего места в отчетах и заключениях следственной и исторической комиссий, в рапортах и показаниях вице-адмирала З.П. Рожественского. В книге рассматривается версия альтернативного исхода боя, если бы в начальной части сражения не были допущены роковые ошибки. Исторические факты заимствованы из архивных дел и опубликованных докумен¬тов. Для широкого круга читателей, интересующихся военной историей.

    «Непрочитанные страницы Цусимы»

    Автор: В.В. Цыбулько

  • «На «Орле» в Цусиме». В.П. Костенко. Судпромгиз. 1955 г.

    Одна из главных книг в художественной литературе, посвященных Цусимскому сражению. Корабельный инженер Костенко на броненосце «Орел» прошел весь путь от Балтики до Цусимского пролива, участвовал в сражении, попал в плен и по итогам этих событий написал свою книгу. Стечением обстоятельств Костенко служил на одном корабле с матросом Новиковым будущим автором романа-эпопеи «Цусима». Обе книги в чем то дополняют друг друга. Взгляд Костенко на сражение определен его профессией инженера. Он много внимания уделяет техническому состоянию корабля, инженерным аспектам гибели наших кораблей.

    «На «Орле» в Цусиме»

    Автор: В.П. Костенко

  • «Величайшая трагедия Российского флота». Серия: Великие морские сражения». Аничкин Н. Москва. Эксмо 2010.

    Информация о Цусимской катастрофе со всех сторон – русской, японской и «нейтральной» (британских военных наблюдателей). Подробная хроника событий, поминутная реконструкция хода сражения, в котором 2-я Тихоокеанская эскадра потеряла 28 кораблей из 42. Глубокий анализ причин самого страшного разгрома в истории Российского флота. Содержательные комментарии ведущего военного историка.

    «Величайшая трагедия Российского флота»

    Автор: Аничкин Н.

  • «Российский флот Тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели». В.Ю. Грибовский. Москва. 2004г.

    В работе известного российского историка кораблестроения и флота рассказывается о становлении российского военно-морского присутствия на Дальнем Востоке на рубеже XIX-XX вв., занятии Порт-Артура. Подробно описывается рост и укрепление японского флота, разбираются причины и составные части военно-морской силы Страны Восходящего солнца, анализируются тактические приоритеты японских флагманов. Подробно рассматривается ход боевых действий на море, анализируются причины побед и неудач российских морских сил. Значительный объем сведений заключается в 24 таблицах, позволяющих полнее представить состав соединений противоборствующих флотов,ТТХ и особенности кораблей и оружия, характер и уровень подготовки личного состава. Издание иллюстрировано схемами кораблей, картами боевых действий и многочисленными фотографиями, в т.ч. публикуемыми впервые.

    «Российский флот Тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели»

    Автор: В.Ю. Грибовский

  • «Крейсер «Олег» в бою 14-го мая у острова Цусима». СПб. 1906г.

    В книге подробно описан бой 14-го мая, как с точки зрения командира крейсера «Олег», так и его офицеров. Доподлинные записи судового журнала и дневников. Все написано сражу после боя. Строчки еще «дышат» сражением. Весьма интересны впечатления офицеров после боя, их размышления о причинах поражения.

    «Крейсер «Олег» в бою 14-го мая у острова Цусима»

  • «Корабли русско-японской войны. Японский флот». С. Сулига. 1995г.

    В книге представлен полный список кораблей японского флота периода русско-японской войны с их ТТД, чертежами и фотографиями.

    «Корабли русско-японской войны. Японский флот»

    Автор: С. Сулига

  • «Последние дни Второй Тихоокеанской эскадры». Г.Н. Бар. Таубе. СПб. 1907 г.

    Книга непосредственного участника Цусимского сражения, которую можно назвать мучительной попыткой разобраться в причинах поражения. Автор обстоятельно разбирается в перипетиях боя, пытается понять характер и решения адм. Рожественского. Описаны подробности боя многих кораблей, в том числе и «Дмитрия Донского», сведения о которых автор почерпнул из непосредственного общения с офицерами этих кораблей.

    «Последние дни Второй Тихоокеанской эскадры»

    Автор: Г.Н. Бар. Таубе

  • Английский аналог русских энциклопедических изданий о русско-японской войне. Книга примечательна яркими иллюстрациями английских авторов, раритетными и редкими фотографиями периода войны.

    Английский аналог русских энциклопедических изданий о русско-японской войне.

  • «Морские сражения русско-японской войны 1904-1905 гг.» С. Балакин.

    Приложение к журналу «Моделист-конструктор». Специальный выпуск 2. 2004 г.

    Великолепно иллюстрированный сборник, посвященный Цусимскому сражению», подвигу экипажей, причинам поражений.

    «Морские сражения русско-японской войны 1904-1905 гг.»

    Автор: С. Балакин

  • «Последний парад адмирала. Судьба вице-адмирала З.П. Рожественского». В.Ю. Грибовский. Издательство «Вече».

    «Луч беспристрастной истории озарит многотрудный путь, самоотвер¬женно пройденный честным флотоводцем, которому не дано было совершить только одного - чуда». Тах написал в январе 1909 г. ПЛ. Семенов –Тянь -¬ Шанский в небольшой статье, посвященной памяти Зиновия Петровича Рожественского. Эти слова были сказаны вскоре после внезапной кончины адмирала. Зиновий Петрович стал одним из очень немногих всемирно известных российских адмиралов. Начало печальной известности было положено весной 1904 r., когда Рожественский волею императора Николая 2 был поставлен во главе 2-й эскадры флота Тихого океана. Многотрудный путь командующего, окончился через год - в мае 1905 г., когда ведомую им эскадру постиг Цусимский разгром. В книге собраны ранее не публиковавшиеся архивные материалы об одной из самых противоречивых фигур в истории Российского флота.

    «Последний парад адмирала. Судьба вице-адмирала З.П. Рожественского»

    Автор: В.Ю. Грибовский

  • «Русско-японская война 1904–1905 гг. Действия на море», П. Д. Быков, Москва. 1942г.

    Русско-японская война 1904–1905 годов стала одной из тех войн, политические последствия которых затмили их военное значение. Между тем именно здесь военные впервые столкнулись с феноменом позиционного фронта, протянувшегося на многие десятки километров. На полях Манчжурии впервые в массовом количестве было применено оружие, впоследствии ставшее символом Первой мировой: пулеметы и полевая артиллерия; испытанная в боях на море тактика линейных флотов надолго легла в основу военно-морского искусства ведущих стран мира. В настоящий сборник включены исследования советских военных историков 30-х годов, посвященные военным аспектам этого конфликта. Работы Н. А. Левицкого и П. Д. Быкова дают полное представление как о ходе боевых действий на суше и на море, так и об особенностях управления русской армией и флотом. Книга снабжена большим количеством карт и иллюстраций.

    «Русско-японская война 1904–1905 гг. Действия на море»

    Автор: П. Д. Быков

  • «Боевые действия на море. Русско-японская война.» А. Царьков. Москва 2005 г.

    Хорошо иллюстрированное издание рассказывает о боевых действиях на море и о главном сражении – Цусимском.

    «Боевые действия на море. Русско-японская война»

    Автор: А. Царьков

  • «От Либавы до Цусимы». Е. Политовский. СПб. 1908г.

    Редкое и весьма интересное издание представляет собой сборник писем флагманского корабельного инженера Е. Политовского к жене во время похода 2-ой Тихоокеанской эскадры из Балтики к берегам Японии. Обстоятельства подготовки похода, состояние кораблей, частые поломки и как с ними справлялись на эскадре. Атмосфера похода, предчувствие поражение, переданные в личных письмах, не оставляют читателя равнодушными.

    «От Либавы до Цусимы»/h1>

    Автор: Е. Политовский

  • «Мифы и легенды Российского флота». В.Д. Доценко. СПб. 2002 г.

    В книге сделаны новые оценки некоторых событий в истории Российского флота, приведены ранее не известные читателю факты и забытые, но славные имена моряков. В третье издание включены новые очерки, рецензии и письма читателей. В научный оборот введены рассекреченные архивные документы и материалы из частных книжных собраний.

    «Мифы и легенды Российского флота»

    Автор: В.Д. Доценко

  • «Вокруг старого света». Е. Егорьев. Петроград. 1915 г.

    Дневниковые записи командира крейсера «Аврора» кап. 1-го ранга Е. Егорьева. После выхода из Либавы командир крейсера начал вести путевой дневник, в котором были отражены все основные события трудного и славного перехода. Дневник обрывается 15 мая 1905-го года, за несколько часов до Цусимского сражения, в котором погиб командир знаменитого крейсера.

    «Вокруг старого света»

    Автор: Е. Егорьев

  • «Корабли русско-японской эскадры». С. Сулига. изд. «Арсенал».

    В сборнике представлена вся линейка кораблей русской эскадры в войне с Японией 1904-1905 гг. ТТД кораблей, чертежи, краткое описание.

    «Корабли русско-японской эскадры»

    Автор: С. Сулига

  • «После Цусимы». Сборник популярных статей. Португалов Н.М. Воронеж 1909 г.

    В статьях морского артиллерийского офицера Португалова, вышедших сразу после 1-ой русской революции, посвященной итогам Цусимского сражения, автор предлагает «очистить поле русской жизни от сорняков» и разобраться в причинах военно-морской катастрофы России. Критический анализ состояния флота, подготовки личного состава, качества артиллерии.

    «После Цусимы»

    Автор: Португалов Н.М.

  • «Цусима. Хроника похода и сражения».

    Списки офицеров 2-ой Тихоокеанской эскадры и, в частности, крейсера «Дмитрий Донской», удостоенных государственных наград по итогам боя.

    «Цусима. Хроника похода и сражения»

  • «Расплата» и «Бой при Цусиме». В. Семенов. 1907 г. СПб.

    Эта книга написана человеком уникальной судьбы. Капитан второго ранга Владимир Иванович Семенов был единственным офицером Российского Императорского флота, которому в годы Русско-японской войны довелось служить и на Первой, и на Второй Тихоокеанских эскадрах и участвовать в обоих главных морских сражениях — в Желтом море и при Цусиме. В трагическом Цусимском бою, находясь на флагмане русской эскадры, Семенов получил пять ранений и после возвращения из японского плена прожил совсем недолго, но успел дополнить свои дневники, которые вел во время боевых действий, и издать их тремя книгами: «Расплата», «Бой при Цусиме», «Цена крови». Еще при жизни автора эти книги были переведены на девять языков, их цитировал сам триумфатор Цусимы — адмирал Того. А на родине мемуары Семенова вызвали громкий скандал — Владимир Иванович первым посмел написать, что броненосец «Петропавловск», на котором погиб адмирал Макаров, подорвался не на японской, а на русской мине, и вопреки общественному мнению очень высоко оценивал деятельность адмирала Рожественского.

    После ранней смерти В.И. Семенова (он скончался в возрасте 43 лет) его книги были незаслуженно забыты и теперь известны лишь специалистам. Это — первое за 100 лет полное издание трилогии, возвращающее отечественному читателю одни из лучших мемуаров о Русско-японской войне.

    «Расплата» и «Бой при Цусиме»

    Автор: В. Семенов

Социальные комментарии Cackle

Форма обратной связи

Если Вы хотите предложить публикацию, сообщить об ошибке или пожаловаться на материал - заполните форму, представленную ниже и мы обязательно учтем Ваше мнение.




* отмечены поля, обязательные для заполнения